Война и предательство

О том, что явление войны архетипично по природе и укорено глубоко в нашей психике. Доказательством тому является непременное и постоянное присутствие войн в мировой истории на протяжении человеческого прошлого, настоящего и, следует полагать, будущего. Война носит повсеместный характер и способна проявляться в любой точке земного шара.

Личностная и коллективная динамика подводит нас к теме «Война — Отец всех вещей» (Гераклит). Война происходит от дефицита воображения и оказывается психологической задачей. Война во многих ее проявлениях рождается из мифов, меняя человеческое поведение по образцам поведения богов. Последствием войны является рождение нового мифа. Мир в отличие от войны — состояние неестественное. 


C каждым днем война в нашей жизни становится все более обыденным явлением. Слово «война» звучит в самых разных контекстах: политическая, торговая, гендерная, экономическая, информационная. Война с раком, туберкулезом, бедностью, наркотиками, преступностью, коррупцией и другими болезнями общества… Однако всё это не имеет ничего общего с войной настоящей, войной на поражение, на физическое уничтожение противника. Сюда относятся войны гражданские, войны между разными социальными группами в рамках одного гражданского общества, мобилизующие самые разные ресурсы во имя героической победы над явным или скрытым врагом. 


Так или иначе, но можно утверждать, что война — дело вполне нормальное, во многих смыслах привычное, и доказательством тому является непременное и постоянное присутствие войн в мировой истории на протяжении всего человеческого прошлого, настоящего и, следует полагать, будущего. На это указывает, в частности, отечественная история, как, скажем, война за «ценности русского мира». К тому же война носит повсеместный характер и способна проявляться в любой точке земного шара.

 
Мы следуем универсальной ницшеанской мысли о Вечном повторении всех вещей. То есть война как явление имеет архетипическое основание. На ее повсеместность и обыденность указывает также и важный фактор приемлемости войны с точки зрения общества. Ибо война не может возникнуть до тех пор, пока отсутствуют люди, которые хотели бы помочь ей начаться. «Заказчики», политики, «генералы», рядовые — «пехотинцы», призывники, добровольцы, рабы, солдаты-контрактники, ополченцы, уклонисты и не склонные к «исполнению воинского долга».

 
Есть также значительные группы населения, готовые откликнуться на «призыв взяться за оружие, встать в строй и вступить в сражение». Всегда найдутся и лидеры, ищущие удовольствий и острых ощущений, норовящие и готовые приобщиться к халявной адренализации. В каждом народе есть свои «ястребы». Равно как есть и «голуби», пацифисты, сопротивленцы, оппозиция, партизаны, дезертиры, коллаборационисты, несогласные, возраженцы и пр. Последние весьма редко способны привести к остановке войны. Благая мысль о том, что однажды «они объявят войну, и никто на нее не придет», не более чем простодушная фраза. Война заставляет человека оставить в стороне все прочие дела: она чарующе привлекательна и любима всеми, ибо ген войны сидит в каждом из нас.

Автор: Валерий Зеленский.

Поделиться с друзьями